Open/Close Menu Билингвальный детский сад

адреса и контакты
КАК НАС НАЙТИ »

НАШ ТЕЛЕФОН:
+7 939 757-57-98

Развитие фантазии у детей

Давайте разберемся, как происходит развитие фантазии у детей.

Часто родители и прочие родственники очень умиляются, когда их ребенок начинает играть в фантазийные игры. Он говорит, что он котёнок ? или пони Пинки Пай, или искренне верит в существование человека-паука и других героев.

Сегодня я хотела бы рассказать о том, насколько это безобидно, какие последствия может иметь. А вы сами решите стоит ли поддерживать такое увлечение ребенком миром фантазий и нормальный ли это процесс.

Я уже рассказывала в одной из предыдущих статей о нормализации. Кратко напомню – этот термин ввела Мария Монтессори. Она считала, что все дети рождаются нормальными, но препятствование их развитию со стороны окружающей среды, включая родителей, постепенно приводит к различным поведенческим отклонениям – девиациям.

Уход в мир фантазий как раз является одной из таких девиаций.

Чем же это может навредить ребёнку?

  • Он не находится здесь и сейчас, прячется от реальности. Это значит, что он не может получить от жизни то развитие, которое мог бы.
  • Он верит в то, чего нет. Например в то, что можно перебежать улицу, и Человек-паук тебя обязательно спасёт. Или что у кошки 9 жизней, и можно легко выпрыгнуть в окно, раз ты котёночек.
  • Мир фантазий красочный и быстрый, куда реальному миру до него. Последствия привычки уходить в этот мир могут проявиться в подростковом возрасте. В это время происходит переосмысление всей жизни, переоценка ценностей на фоне гормональной перестройки организма. И ребенок может решить, что жить в реальном мире это довольно скучное занятие. Конечно это крайность, но это то, к чему может привести умильное подражание ребенка любимому персонажу книг и мультфильмов.

К сожалению родители зачастую не видят в этом увлечении ничего плохого. Они с удовольствием поддерживают эту игру, покупают ребёнку одежду с символикой вымышленного персонажа, привносят в его жизнь все больше игрушек и гаджетов. Они не отдают себе отчёта в том, что ребенок в силу возрастных особенностей своей психики воспринимает всё, что его окружает и что ему говорят, как реальность. У ребенка в этом возрасте отсутствует критическое мышление.

Проблема мира фантазий появилась не вчера и не связана только лишь с одними мультиками. Во времена Марии Монтессори, в первой половине 20 века, такие девиации также существовали.

Что же педагогика Монтессори предлагает в противовес миру фантазий?


Реальный мир во всем его несовершенстве и красоте, настоящие предметы со всем их непостоянством и хрупкостью.

Ну а как же развитие фантазии у детей? Ведь это тоже очень важно.

Давайте вместе разберемся, когда же и как развивается фантазия у ребенка?

Под фантазией мы здесь будем понимать творческое воображение, изобретательство, созидание.

Вот несколько этапов развития воображения:

? в возрасте от 0 до 3 лет воображение является пассивным процессом. В основном оно заключается в подражательном поведении – ребенок может делать вид, что говорит по телефону, приставив ладошку к уху. Он не создает нового, а воспроизводит внешние проявления уже виденного. Не обладая полным смыслом происходящего, он не осознает, что говорить по ладошке и говорить по телефону это разные вещи. Поначалу ребенок может взаимодействовать только с реальными предметами. Постепенно пассивное воображение помогает ему узнавать объекты на плоских изображениях – на карточках, фотографиях.
? в 3-4 года становление речи способствует развитию воображения, поскольку сама речь является символьным обозначением реальных предметов. Развитие идет по схеме: реальный предмет -> изображение -> словесное обозначение. Ребенок по-прежнему опирается только на то, что уже видел. Он не создает нового, а лишь воспроизводит.
? в 4-5 лет возрастают творческие проявления в деятельности, появляются мечты о будущем. Как правило они продиктованы недавними событиями, вызвавшими эмоциональный отклик у ребенка. Опорой для создания образа служат уже не только реальные объекты, но и словесные выражения. Опираясь на свой жизненный опыт, ребенок может представить состояние другого человека.
? с 6-7 лет воображение уже носит активный характер. Окружение подсказывает замысел, а ребёнок сам планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Создаваемые образы имеют конкретное содержание и характеристики, выступают в различных ситуациях. У ребёнка развивается образное мышление. Воображение переходит на внутренний план, необходимость в наглядной опоре исчезает. Появляются элементы творчества, изобретательства, созидания.
Мы уже выяснили, чем может быть опасен уход ребенка в мир фантазий, и узнали основные этапы формирования и развития фантазии как созидательной силы воображения ?
Теперь хотелось бы перейти к конкретным рекомендациям.

Как могут родители повлиять на развитие фантазии у своих детей:

⭐ окружить ребенка реальными предметами и книгами с реальными историями. Например, о животных (которые не разговаривают), о детях и ситуациях с ними
⭐ дать ему возможность получать максимальное количество сенсорного опыта. Потрогать, попробовать на вкус, ощутить всеми органами чувств как можно больше всего
⭐ путешествовать – показать ребенку разные места и уклады жизни. Тут совершенно неважно куда ехать – на другой конец света или просто к бабушке в деревню. Главное дать ребенку погрузиться и прочувствовать атмосферу ????
Если вкратце, то девиз возраста до 6-7 лет – как можно больше реальности!
Именно богатство и разнообразие реального опыта, полученного ребенком в дошкольном возрасте, будут служить надежным фундаментом для развития его творческого воображения в будущем.
И Монтессори среда как нельзя лучше может насытить ребенка подобным опытом ???
Приходите к нам на экскурсию, и сами убедитесь в этом.
Оставить комментарий:

*

Your email address will not be published.